ПОНЯТИЕ РИТМА
Что такое ритм?
Размеры, Такты, Доли
Упражнения
Для того, что бы играть ритм - необходимо его почувствовать.
И тут возникает вопрос: "Как это сделать?". Сперва предлагаю рассмотреть вам
понятие ритма в музыке.
Музыка состоит не только из нот, но также из тактов, долей
(куда ноты и помещаются); и размеров, в которых определяется количество долей в
каждом такте.
Для начала вообразим временной отрезок разбитый на 4 равных
части. Каждая из которых будет представлять такт. Теперь такты разобьём на ещё
меньшие отрезки - это будут доли. Обычно в каждом такте по 4 доли. Это так
называемый размер. Например 4/4. Это значит, что в одном такте умещаются четыре
четвёртых ноты (о длительности нот подробнее в следующем занятие). Ноты в своё
очередь располагаются в долях. Размер 4/4 означает, что в одной доле может
уместиться только одна 4-ая нота. Соответственно в ((а раз в одном такте 4 доли
в которых по одной ноте) одном такте таких нот будет четыре.
Подробнее о размерах:
4/4 - размер самый распространенный. Он встречается в 80%
музыки, какую мы ежедневно слышим. Он используется в различных популярных
жанрах.
3/4 - Размер вальса. В каждом такте по 3 доли.
2/4 - характерен для маршей. В каждом такте всего 2 доли.
Бывают и совсем экзотические размеры. 5/4 (5 долей в такте),
7/4.
Размер 8/4 - почти тоже самое,
что и 4/4 - только в два раза длиннее.
Размер 16/8 - тоже самое, что
8/4. В данном случае указывается, что вместо четвёртых нот - идут восьмые, а раз
они короче по звучанию, то их в одной доле уместиться в два раза
(пропорционально) больше, чем четвёртых.
Что бы не забивать голову терминами - предлагаю вашему
вниманию таблицу:
"Сколько нот в такте"
Кол. во долей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Длина нот | ||||||
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
16 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
32 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 |
64 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 |
Вторая цифра всегда чётная
Начало каждого такта, как правило акцентируют (выделяют).
Усиленной является первая доля. Послушайте любую музыку.
Ориентируйтесь на это правило.
Упражнение, которое поможет развить чувство ритма.
Требуется 4 линии, в каждой из которых от 1 до 5 человек.
Каждой линии (группе участников) присваивается по определённому действию. (Марш,
хлопки, шаги в сторону, руки вверх)
Звучит музыка, вступление (2 - 4 такта), все вслушиваются в
ритм.
1
линия делает шаг в каждую долю. Причём, первую долю акцентируют, движением
вперёд, последующие 3 шага на месте. 2 линия - На первую и вторую долю делают
хлопки в ладоши. 3 линия, на 3-4 долю шаги сначала в один бок, потом в другой.
4-ая линия на 3 и 4 долю, поднимает руки вверх и произносит: "А, А" (синхронно с
поднятием рук).
Последовательность:
Первые 4 такта делает 1 линия. Следующие 4 такта выполняют
уже 2 линии (первая и вторая). Со следующих 4 тактов к ним присоединяется 3
линия. Оставшиеся 4 такта, делают все линии. После чего, начинается сложное
испытание: обмен движениями. Со следующих 4 тактов, линии принимают движения у
впереди стоящей линии. Таким образом получается, что 4 линия, делает движения 3
линии. 3 линия принимает хлопки у второй линии, которая в свою очередь
марширует, а первая линия, поскольку перед ними никого нет - принимает движения
у 4 линии. Каждые последующие 4 такта движения снова передаются по цепочке, до
тех пор пока линиям не вернуться собственные движения. Затем начинается самая
сложная часть. Движения передаётся вдругую сторону. То, есть принимать их надо у
сзади стоящих линий. 1-ая линия, выполняет движения второй. 2-ая движения 3-ей,
3-ая движения 4-ой, а 4-ая
Таблица движений | ||||||||||||
Линия | Движения | |||||||||||
1 | М | М | М | М | К | Б | Х | М | Х | Б | К | М |
2 | Х | Х | Х | М | К | Б | Х | Б | К | М | Х | |
3 | Б | Б | Х | М | К | Б | К | М | Х | Б | ||
4 | К | Б | Х | М | К | М | Х | Б | К |
Пояснения:
М (Марш на все 4 доли)
Х (Хлопки на 1 и 2 доли)
Б (Шаги в бок на 3-4)
К (Руки вверх "А-А" на 3-4)
Старайтесь при выполнение упражнения не заучивать движения, а
ориентироваться на впереди или позади стоящие группы, конечно если их участники
точно делают свои движения.
движения 1-ой. Желательно двойное ускорение музыки.
ВВОДНЫЙ УРОК :::
ПОНЯТИЕ РИТМА
::: КООРДИНАЦИЯ
::: ПЕРВЫЙ РИТМ
::: ЭТИКА БАРАБАНЩИКА
::: НОТНАЯ ЗАПИСЬ
:::
ПРОСТЕЙШИЕ РИТМЫ
Комментариев нет:
Отправить комментарий